СПбГУ

СПбГУ


официальный сайт — www.spbu.ru

Указ Петра I об основании в Санкт-Петербурге Академии наук, университета и гимназии при ней был утвержден Сенатом Российской империи 28 января 1724 г. В Петербургском университете получили образование фактически все русские академики ХVIII века, многие из них затем преподавали в других крупных учебных заведениях России.

Первым ректором университета в 1747 г. был назначен известный историк и этнограф Герард Фридрих Миллер (1705-1783). В 1758-1765 гг. Академический Санкт-Петербургский университет и гимназию возглавлял Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Его разносторонняя деятельность на должности ректора привела, в частности, к демократизации состава студентов и закреплению связи с зарубежными университетами и академиями наук. После смерти Ломоносова в 1765 г. университет и гимназия были преобразованы в Училище академии. Воссоздан Санкт-Петербургский университет был 8 февраля 1819 г. по Указу Александра I.

К 1838 г. университету распоряжением Николая I было передано все здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры первой половины ХVIII века, — ставшее впоследствии символом первого российского вуза.

Во второй половине ХIХ века в университете складываются всемирно известные научные школы: П. Л. Чебышева — в математике, Э. Х. Ленца — в физике, Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова — в химии, А. Н. Бекетова — в ботанике, И. И. Мечникова и О. А. Ковалевского — в эмбриологии, И. М. Сеченова — в физиологии, В. В. Докучаева — в почвоведении и др. В конце 60-х — 90-е гг. ХIХ века при Санкт-Петербургском университете создается ряд научных обществ — Общество естествоиспытателей, Русское химическое, Филологическое, Антропологическое и Историческое; Ботанический сад, Астрономическая обсерватория и др. В 1878 г. при участии профессоров университета были открыты Высшие женские курсы, получившие названия «Бестужевские». Позднее, в 1918 г., курсы вошли в состав университета.

После Октябрьской революции 1917 г. в университете получают дальнейшее развитие старые и зарождаются новые научные школы — в области математических и гуманитарных наук, физики, биологии, социологии, экономики, истории и др. К 1941 г. в университете насчитывалось десять факультетов и семь научно-исследовательских институтов.

Зимой 1941-1942 гг. в тяжелейших условиях блокады Ленинграда университет продолжал работать, одна его часть была эвакуирована в Елабугу, другая — в Саратов. В осажденном городе остался лишь небольшой коллектив сотрудников, сумевших в тяжелейших условиях сохранить огромные научные и культурные ценности университета. Великая Отечественная война унесла жизни тысяч профессоров, преподавателей, сотрудников, студентов. И, тем не менее, уже осенью 1944 г. университет возобновил занятия в родных стенах.

С 60-х годов университет развивается как система двух учебно-научных комплексов — Василеостровского и Петродворцового, где расположены все естественнонаучные факультеты.

Научные открытия и достижения профессоров и выпускников университета, семь из которых лауреаты Нобелевской премии, — в области физиологии и медицины И. П. Павлов (1904) и И. И. Мечников (1908); в области химии Н. Н. Семенов (1956); в области физики Л. Д. Ландау (1962) и А. М. Прохоров (1964); в области экономики В. В. Леонтьев (1973) и Л. В. Канторович (1975) — вошли в историю мировой и отечественной науки и техники.

Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. Санкт-Петербургский государственный университет признан учреждением высшей категории учета и охраны с особыми формами государственной поддержки и статусом самостоятельного (автономного) высшего учебного заведения России.

Санкт-Петербургский университет сегодня это:

  • крупнейший центр отечественной науки, образования и культуры с высоким международным авторитетом. Разнообразные контакты с университетом поддерживают многие высшие учебные заведения Европы, Америки и Азии, в частности — Кембриджский университет (Великобритания), университет Болоньи (Италия), Свободный университет Берлина, университет Гамбурга (Германия), Карлтонский университет (Канада), университеты Амстердама (Нидерланды), Стокгольма (Швеция), Муниципальный университет Осака (Япония);

  • около 36,5 тыс. российских (в том числе из бывших республик СССР) и около 850 иностранных студентов, 2 700 аспирантов, 300 докторантов; около 5 тыс. преподавателей и научных сотрудников. Из них: более 40 академиков и членов-корреспондентов РАН, членов других академий; свыше 800 профессоров;

  • обучение по 68 специальностям и 24 направлениям высшего профессионального образования, по 21 направлению подготовки магистров. Только в последние годы университет дополнительно получил лицензию по таким специальностям и направлениям высшего профессионального образования, как информационные технологии, экологическая неология, стоматология, прикладная информатика (в гуманитарной области), дизайн, реставрация, искусства и гуманитарные науки и др. По целому ряду направлений университет, в перспективе, может стать Центром магистерской подготовки, привлекая в магистратуру лучших бакалавров и специалистов из других российских и зарубежных вузов;

  • девятнадцать выпускающих факультетов (биолого-почвенный, восточный, географии и геоэкологии, геологический, журналистики, исторический, математико-механический, медицинский, международных отношений, менеджмента, прикладной математики — процессов управления, психологии, социологии, физический, филологический, философский, химический, экономический, юридический) и факультет военного обучения. Во все времена университет стремился развиваться на основе фундаментальных принципов университетского образования: опережающего развития науки в органической связи с потребностями общества. Сегодня это определило появление в нем новых факультетов (социологии, менеджмента, международных отношений, медицинского), новых центров, кафедр и лабораторий;

  • центры профессиональной переподготовки и повышения квалификации: Республиканский гуманитарный институт (осуществляет все виды дополнительного образования по истории, экономике, политологии, философии, правоведению, психологии, культурологии, социологии, социальной антропологии); Междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка по экологии и природопользованию, программному обеспечению и информационным ресурсам ИНТЕРНЕТ, аналитической химии и научным основам твердотельной технологии); Учебно-методический центр по обучению, переподготовке аудиторов и аттестации профессиональных бухгалтеров; Центр переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров по естественнонаучным направлениям (реализует программы дополнительного профессионального образования по физике, химии, биологии, геологии, географии, экологии и природопользованию, математике, теоретической механике, прикладной математике, использованию вычислительной техники в учебной и научной работе, информационным системам и компьютерным сетям на базе ИНТЕРНЕТ технологий); Центр переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров по филологии и лингвострановедению (реализует образовательные программы для преподавателей и научных сотрудников учебных заведений — повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка);

  • двенадцать научно-исследовательских институтов: Астрономический им.В. В. Соболева; Биологический; Вычислительной математики и процессов управления; Географии; Земной коры им. академика Ф. Ю. Левинсона-Лессинга; Информационных технологий; Комплексных социальных исследований; Математики и механики им. академика В. И. Смирнова; Радиофизики; Физики; Физиологии им. А. А. Ухтомского; Химии;

  • академическая гимназия; два колледжа — Канадский, Французский;

  • научная библиотека им. М. Горького, которая по богатству и разнообразию фондов (свыше 6,5 млн единиц хранения) стоит в одном ряду с крупнейшими книгохранилищами мира; несколько музеев — Музей истории университета, Музей минералогии, Музей-архив Д. И. Менделеева, Зоологический музей и др.;

  • издательство Санкт-Петербургского университета — крупнейшее университетское издательство России — выпускает литературу практически по всем отраслям знаний (в среднем 300-330 наименований в год);

  • Ботанический сад, где выращиваются растения практически всех природных зон и материков, общее число видов которых составляет 4600. Коллекции и экспозиции сада служат учебной базой для студентов и аспирантов университета биологических специальностей;

  • университетский клуб, объединяющий Камерный молодежный оркестр, Хор студентов, Театр-студию, Русский народный оркестр, Фольклорный ансамбль, Класс сольного пения;

  • два телекоммуникационных центра, обслуживающих доступ во всемирную сеть ИНТЕРНЕТ факультетов и НИИ. В настоящее время услугами центров пользуются около 3 000 пользователей, и их число непрерывно растет;

  • спортивный клуб с тренажерными залами, плавательный бассейн, солярий, поликлиника, санаторий-профилакторий, спортивные базы в курортной зоне Северо-Западного региона;

  • современные общежития, расположенных как в черте города, так и в Петергофе (для студентов естественнонаучных факультетов); университетская гостиница. Собственная система охраны зданий и сооружений университета, в т.ч. общежитий;

  • студенческие праздники — День Первокурсника, Праздник вручения дипломов выпускникам-отличникам, «Петергофская осень», Новогодний карнавал в Петергофском Дворце Культуры и Науки, принадлежащем университету; ежегодные Дни Физика, Химика и Математика, КВН, концерты, лекции, семинары, научные конференции, конкурсы, экспедиции, словом все то, без чего нельзя себе представить студенческой жизни.