Новости

Две новости рынка труда

КУДА МОЖНО УСТРОИТЬСЯ БЕЗ ОПЫТА РАБОТЫ

По данным обзора заработных плат, компенсаций и льгот за второе полугодие 2012 г., проведенного компанией Adecco Group Russia, 27% российских и 22% иностранных компаний используют программы привлечения молодых специалистов. Для большинства компаний стандартный набор активностей включает стажировки, участие в студенческих мероприятиях, конференциях для презентации своей компании в качестве первого работодателя, проведение мастер-классов в вузах. В среднем, по данным обзора, компании предлагают молодым специалистам без опыта работы зарплату в размере 25 000 руб. в Москве, 18 500 руб. в Санкт–Петербурге и 15 000 руб. в Екатеринбурге. В компаниях сектора FMCG молодежь без опыта работы может рассчитывать на зарплату от 23 000 до 30 000 руб. в Москве, от 18 000 до 22 000 руб. в Санкт–Петербурге; компании индустриального сектора — от 27 000 до 32 500 руб. в Москве и от 15 000 до 25 000 руб. в Санкт-Петербурге. Минимальное предложение, как правило, характерно для молодых специалистов и выпускников без опыта работы, претендующих, например, на должности ассистентов либо на различные стартовые позиции. Максимальная же зарплата выпускнику вуза без опыта работы составляет в среднем 30 000 руб. в Москве, 28 000 руб. в Санкт-Петербурге и 20 000 руб. в Екатеринбурге. Для молодого специалиста с опытом работы максимальная заработная плата может составлять 40 000 руб. в Москве, 34 000 руб. в Санкт–Петербурге, 30 000 руб. в Екатеринбурге. Максимальная зафиксирована в индустриальных компаниях и секторе IT/ Telecom. Для выпускника вуза без опыта работы она составляет 50 000 руб., с опытом работы — 80 000 руб. (данные по Москве). Самое выгодное предложение по зарплате может получить дипломированный специалист, прошедший стажировку за рубежом, с отличным знанием английского языка.

Куда попасть проще всего

Что касается молодежи, особенно без опыта работы, то легче всего ей устроиться на работу в банки, колл-центры и компании, работающие на рынке ритейла.

Одними из наиболее активных являются банки. Спрос на банковских специалистов стабилен, количество вакансий незначительно, но растет год от года. Потребность у банковского сегмента в основном в специалистах колл-центров, менеджерах по продажам банковских продуктов и услуг. С активным развитием розничного кредитования банкам все чаще требуются специалисты по продажам розничных продуктов, кредитованию физических лиц. Обычно банки набирают персонал именно на начальные позиции, которые предполагают дальнейший рост. На данном рынке стараются растить персонал внутри своей структуры с самого старта. Однако это не подразумевает стопроцентную гарантию роста. Все зависит от того, как проявит себя специалист. В нынешней ситуации, когда многие банки активно расширяются, среди них идет борьба за кандидата. Предложений на рынке много, условия работы и функционал похожи, и молодой специалист, мотивированный на работу и построение карьеры в банке, — ценное приобретение для любой компании.

Что касается образования, то для стартовых позиций в банковской сфере, таких как специалист колл-центра, по работе с просроченной задолженностью, менеджеры по продажам банковских продуктов, подойдет любая специальность с экономическим, финансовым уклоном. Важно, чтобы у человека была склонность к анализу и быстрому запоминанию банковских продуктов. Экономическое образование в этом зачастую помогает. Но и его отсутствие еще не означает, что такой соискатель не имеет шансов начать свою карьеру в банке.

На первый план выходит активность кандидатов, их мотивация и желание расти и развиваться в этом направлении. В свою очередь, банки готовы таких специалистов обучать, знакомить со спецификой сферы за счет различных теоретических и практических тренингов. Основными критериями станут коммуникабельность, активность, опрятный внешний вид и, конечно, грамотная речь. Именно последний фактор, к сожалению, на данный момент стал своеобразным «камнем преткновения» для вчерашних выпускников вузов на собеседовании, а ведь именно эта способность ясно излагать свои мысли является одной из ключевых при общении с клиентами на всех уровнях.

Сейчас многие банки рассматривают на стартовые позиции в том числе и студентов, давая им возможность совмещать учебу с работой. Во время таких стажировок банки проводят обучение и тренинги для молодых специалистов, постепенно давая попробовать себя уже в качестве полноценного сотрудника. Часто после стажировки банк заинтересован в постоянном сотрудничестве с успешно зарекомендовавшими себя стажерами.

Тенденцией последних лет стало стремление молодежи работать в маркетинге при отсутствии четкого понимания того, что же это такое

Для того чтобы развиваться в банковской сфере, важно повышать свой профессиональный уровень, проходить различные тренинги по продажам банковских продуктов, учиться навыкам переговоров со сложными клиентами. Для получения в будущем руководящих позиций можно задуматься о получении дополнительного бизнес-образования, чтобы понимать не просто банковский бизнес, а бизнес в целом, иметь так называемый helicopter view. Для построения успешной карьеры в иностранном или престижном российском банке необходимо знать английский язык, чтобы в дальнейшем беспрепятственно проводить переговоры с иностранными партнерами и общаться с коллегами-экспатами, а также сотрудниками из других стран. Надо учитывать, что в некоторых иностранных банках вся деловая переписка осуществляется только на английском языке. Для развития в инвестиционной сфере важно получить квалификационные аттестаты ФСФР.

Производственный персонал

Еще одна сфера, куда достаточно легко трудоустроиться даже без опыта работы, — это промышленность. Правда, единственное, что требуется индустриальным компаниям, — соответствующее профильное образование. Компании испытывают сегодня большие сложности в подборе узкоквалифицированных специалистов, например главных геологов, маркшейдеров, технологов по бурению скважин, специалистов технических и рабочих направлений.

Причины этого могут быть разные. Например, рабочие и технические специальности долгое время считались и продолжают оставаться непривлекательными для молодого поколения. Найти сейчас высококвалифицированного инженера, понимающего в современном оборудовании и владеющего английским языком, несравнимо сложнее, чем, например, экономиста или бухгалтера.

Чтобы как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, некоторые предприятия начали сотрудничать с техническими колледжами и вузами: они активно участвуют в Днях открытых дверей, проводят оплачиваемые стажировки, отбирают талантливых студентов, платят им дополнительную стипендию, корректируют учебную программу с учетом требований современного производства и после окончания учебного заведения берут подготовленных специалистов на работу. Однако такие программы привлечения специалистов в силу довольно больших временных и материальных затрат существуют только у 30% производственных компаний.

В индустриальном секторе заработная плата для молодых специалистов с опытом работы и без него различаются мало, так как основным требованием все же остаются специализированные знания. Надо отметить, что, несмотря на конкурентоспособные зарплаты, молодые специалисты идут на производство неохотно.

Из других тенденций на рынке труда индустриального сектора можно выделить: повышение спроса в регионах на высококвалифицированных технических специалистов со знанием английского языка и недостаток в хороших специалистов в сфере продаж, так как в большинстве случаев речь идет о продвижении сложного технологичного оборудования.

Идеальным кандидатом для промышленной отрасли можно считать специалиста с высшим техническим образованием, глубокими знаниями и пониманием продукта, владением английским языком, стабильным опытом работы, высоким уровнем коммуникативных и презентационных навыков. Что касается последнего пункта, то практика показывает, что зачастую у хороших инженеров возникают большие проблемы с умением общаться и представлять интересы компании. Они не могут четко и доступно излагать свои мысли, доносить информацию. Поэтому нынешним студентам, планирующим карьеру в производственном секторе, необходимо учитывать все эти факторы.

Самая востребованная профессия

Одна из самых востребованных профессий и одна из самых постоянных вакансий на протяжении уже долгого времени — продавец-консультант. Речь идет именно о продавцах-консультантах, а не о торговом персонале в продуктовых сетях. Основными заказчиками по этой вакансии являются компании сектора fashion retail, магазины электроники, салоны связи. На эту позицию часто рассматриваются студенты, в том числе и без опыта работы. Однако стоит отметить рост требований к кандидатам. В первую очередь работодатель ожидает от сотрудника высокой степени клиентоориентированности — одного из главных принципов работы торговых компаний и сектора услуг. Иногда продавцы-консультанты помимо непосредственного общения с клиентом, наведения порядка на полках и в зале, выкладки товара готовят различные отчеты, участвуют в инвентаризации и заказе товара. При этом чем выше предлагаемая компенсация, тем выше требования к соискателям.

В то же время есть магазины с невысокими заработными платами или тяжелыми условиями труда. И там всегда есть вакансии и почти отсутствуют требования к кандидатам. Такую работу соискатели рассматривают исключительно как возможность временного заработка.

Уровень зарплаты, предлагаемой молодому специалисту / выпускнику вуза при приеме на работу, руб.

Город Москва Санкт-Петербург Екатеринбург

Минимум, с опытом работы /Minimum, with experience
Минимум
Minimum
15 000 25 000 15 000 15 000 20 000 15 000 18 000   18 000
Среднее
Average
29 818 31 488 29 373 25 178 27 807 23 600 20 778 19 000 21 286
Медиана
Median
30 000 30 000 30 000 25 000 28 000 22 500 20 000   20 000
Максимум
Maximum
45 000 45 000 44 000 33 900 33 900 33 000 30 000   30 000

Максимум, с опытом работы /Maximum, with experience
Минимум
Minimum
15 000 35 000 15 000 15 000 28 000 15 000 23 000   23 000
Среднее
Average
40 939 40 286 41 113 33 684 33 323 33 900 33 250   33 714
Медиана
Median
40 000 36 145 40 000 34 000 34 000 32 500 30 000   30 000
Максимум
Maximum
80 000 60 000 80 000 70 000 37 290 70 000 50 000   50 000

Минимум, без опыта работы /Minimum, without experience
Минимум
Minimum
10 000 18 000 10 000 10 000 18 000 10 000 13 500   13 500
Среднее
Average
24 705 24 501 24 761 19 846 23 909 16 364 14 688 14 250 14 833
Медиана
Median
25 000 23 250 25 000 18 432 23 000 15 000 15 000   15 000
Максимум
Maximum
44 000 35 000 44 000 33 000 30 510 33 000 17 000   17 000

Максимум, без опыта работы /Maximum, without experience
Минимум
Minimum
10 000 25 000 10 000 10 000 22 000 10 000 20 000   20 000
Среднее
Average
32 370 31 113 32 717 26 295 28 973 24 000 24 286   25 000
Медиана
Median
30 000 30 000 30 000 28 000 30 500 25 000 20 000   22 500
Максимум
Maximum
50 000 45 000 50 000 40 000 33 900 40 000 35 000   35 000

 

Те компании, которые заинтересованы в удержании персонала, обязательно обучают своих продавцов-консультантов тонкостям продаж, детально показывают особенности товара. Часто продавцам-консультантам предлагается и дополнительное обучение, например тренинги по общению с клиентами или основам мерчандайзинга. Если есть желание сделать карьеру в ритейле, то вакансия продавца-консультанта — отличная ступенька для старта, стать старшим смены или администратором магазина при хороших результатах можно достаточно быстро. Совокупный доход продавцов-консультантов состоит из окладной и бонусной части. Бонусные политики у разных магазинов могут очень отличаться друг от друга: в одних, например, есть ограничение по максимальному доходу, в других — доход продавцов-консультантов не ограничен. Сфера продаж — это именно та область, в которой молодые люди, в том числе студенты последних курсов, могут вполне прилично зарабатывать.

Развивай нужные рынку навыки

Тенденцией последних лет стало стремление молодежи «работать в маркетинге» при отсутствии четкого понимания того, что под этим подразумевается. Хотя понятие «маркетинг» очень широкое, и значение, которое в него вкладывает соискатель и работодатель, может быть различным: трейд-маркетинг, организация мероприятий, аналитика, стратегия, презентационная продукция, продажи и т.д. В настоящее время на рынке появилось большое число кандидатов, зачастую без опыта работы, со стремлением стать маркетологом с достаточно высоким уровнем дохода уже на начальном этапе. Конкуренция среди таких соискателей очень высока. В целом завышенные требования со стороны молодежи — это тренд нынешнего рынка труда. Не имея опыта, навыков и иногда даже знаний, молодые специалисты сразу же претендуют на высокую, зачастую руководящую позицию с высоким уровнем дохода. Часто от молодых кандидатов, включая студентов без опыта трудовой деятельности, можно услышать, что они хотят быть «менеджерами», при этом чаще всего затрудняются ответить, какой именно смысл они в это слово вкладывают. В заключение мы бы рекомендовали найти такое применение своим способностям, талантам и полученным в вузе знаниям, которое приведет не только к достижению карьерных целей, но и к творческой самореализации. Здесь надо сделать акцент на использовании и развитии тех навыков, которые наиболее востребованы на рынке труда или будут пользоваться спросом в ближайшем будущем.